Тел.: +7 (499) 344-09-45
             +7 (925) 506-52-04
Вт. - Вс. с 12 до 19 часов
Пн. - выходной

Немного о сувенирных ложечках американского дизайнера Николаса Гиша

21 января, 2014

 

Собиратели и коллекционеры напёрстков во всём мире хорошо знают имя Николаса Гиша (Nicholas Gish) как талантливого мастера – художника, дизайнера, организатора и производителя разнообразнейших оловянных декоративных напёрстков, пионера и изобретателя их новых конструкций и форм. Ему принадлежит право первопроходца в создании объёмных напёрстков, напёрстков-каруселей, напёрстков с подвижными элементами и напёрстков, изготовленных из различных материалов в сочетании с оловом. Собирая напёрстки Гиша невозможно пропустить его декоративные ложки. Невозможно по причине того, что большинство сюжетов в оформлении напёрстков повторяются и в оформлении ложек. Всегда заманчиво иметь в коллекции пары изделий этого мастера. Пока сложно определить в каких изделиях впервые появился тот или иной сюжет, но многообразие и особая привлекательность ложек подкупает собирателя. А относительно невысокая цена по сравнению с его напёрстками способствует и собиранию ложек в отдельную коллекцию.

Собирание декоративных сувенирных ложек в России активно развивается, и первые мини-собрания формируются уже в конце 90-х годов прошлого века с распространением зарубежного туризма. В Европе и США бизнес «оснащения» туризма очень высокоорганизован и сувенирные ложки, соответствующие своим оформлением месту их продаж, составляют один из основных видов сувенирной продукции сопутствующей внутреннему туризму. У некоторых туристов обыкновенная покупка местных сувениров, а это, как правило, ложка, постепенно переходит в систематическое приобретение ложек с декоративным оформлением соответствующим достопримечательностям посещённых мест. Другие туристы-собиратели ставят задачи более широкие, например – собирание ложек по странам, по видам материала, по технике, например с эмалью и т. п. В России же производство сувенирной «ложечной» продукции находится в зачаточном состоянии и собирателю приходится ограничиваться лишь зарубежными образцами, приобретать которые вне поездок довольно сложно и дорого. Оговорюсь, что собиратель не обязательно турист. Однако, начинающему собирателю трудно сориентироваться в огромном количестве выпускаемых и продаваемых ложек. Отсутствуют в лёгкой доступности и вспомогательные материалы, помогающие ему в комплектовании своих собраний, их совершенствовании, систематизации, организации хранении и т. п. Поэтому ложечные собрания, за редким исключением, представляют собой относительно небольшие несистематизированные подборки разнообразнейших ложек. Ложек различных по материалам, декоративному оформлению, размерам, технологии, месту изготовления и т. п.

В США, Англии и Германии и во многих других странах туристам часто встречаются сувенирные ложки из олова. Они, как правило, имеют сложное объёмное декоративное оформление, прекрасно выглядят. Пластичный и красивый материал позволяет воспроизводить тончайшие детали оформляющего декора, а современные технологии массового производства сохраняют всё это в каждом отдельном экземпляре ложки. Оловянные ложки имеют разновидности по видам химических покрытий и даже окраске. Среди всего этого разнообразия выделяются оригинальные оловянные ложки, точнее ложечки, американского дизайнера и бизнесмена Николаса Гиша. Удивляет, во-первых, их необозримое количество, во-вторых, то, что в них относительная простота и даже некоторая примитивность объёмных изображений, иногда даже их условность, сочетаются с мощной информативностью и одновременно с лаконичностью передачи основных достоинств и характеристик туристического объекта или исторического события. Художник в тоже время широко владеет искусством миниатюры. Ему удается передать в небольших размерах монументальность воспроизводимых скульптурных объектов, тонкость элементов конструкций, которые он достоверно передаёт в ограниченных размерах миниатюрной ложки. Гиш также виртуозно владеет технологией изготовления (литья) оловянных изделий. Рассматривая отдельные образцы ложек видно, как мастерски один образец за счёт минимальных изменений превращается в другой. А применение специфического канфарения (особой обработки общей поверхности ложек штриховкой-насечкой) на большинстве его ложек придало им своеобразный, узнаваемый вид, а также позволило резко снизить затраты на обработку, что очень технологично и весьма экономично. Многочисленность и разнообразие текстов и мелких деталей, которые он применяет в оформляющем декоре ложки, указывает на его глубокие познания в области внутреннего туризма и краеведения. Нам, жителям другой страны, при изучении отдельных элементов оформления (даты, символы и т. п.) его ложек приходится приложить немало усилий для уточнения их значений. Однако турист после посещения объекта с лёгкостью узнаёт основные привлекательные и запоминающиеся элементы в его миниатюрах и с удовольствием их покупает. Что, в первую очередь, и важно для бизнесмена. Миниатюрные ложечки Гиша сопровождали туристов в США на протяжении более сорока лет. Даже этот фактор весьма показателен при характеристике экономической составляющей его бизнеса и творчества. К сожалению, его изделия – напёрстки, ложки, колокольчики, пластины, фигурки, ёлочные украшения и многие другие изделия встречаются в настоящее время чаще в антикварных магазинах и на развалах уличных торговцев. Собирание его изделий стало хобби многих любителей в США и в других странах. Однако пока ещё трудно представить весь спектр его работ, количество и разнообразие изделий вышедших из рук этого талантливого, необычного и необычайно «плодовитого» мастера уходящей эпохи…

Информация о личности Гиша очень скудна. Родился 1 мая 1924 года в Польше. В детские годы прислуживал в алтаре, где получил первые уроки нравственности и освоил Законы Христианства. Был студентом, военным. Познал тяжести фашисткой оккупации, участвовал в польском движении Сопротивления. Был в плену и, как участник Сопротивления, находился в лагере для военнопленных на территории Германии. Был освобождён американскими войсками и эмигрировал в США. По непроверенным данным проживал и получал навыки профессионального мастерства в северо-восточных штатах США (Новая Англия) и штате Нью-Йорк. Он полюбил эту страну, которая стала родиной для его детей и которой посвящены большинство его работ. Однако, надо отметить, что свою принадлежность к польскому народу он с особой лаконичностью и любовью передал в декоративном оформлении ложки и напёрстка с изображением герба Польши и трогательной надписи «Польша не погибнет, пока мы живём». Работать с оловом он начал ещё до 70-х годов прошлого века. С 1972 года – в компании «Cranberry Gardens, Inc.». В 1977 году создал собственную компанию «N.C. Gish & Company, Inc.» (сокр. «Gish Inc»). С 1978 года до последних лет сотрудничал с фирмой «Colonial Pewter Incorporated». Также имел общие проекты и авторские права на изделия с фирмами «Hershey Foods Corporation», «Enesko», «Gimbels Thimbles & Sons» и другими. Умер мастер 26 декабря 2006 г. в возрасте 82 лет.

Многое из этих данных надо уточнять. Но не требуют проверки широта его кругозора, глубокие знания истории США, уникальных географических, архитектурных и исторических объектов внутреннего туризма США и Канады, его творчество и талант, воплощённые в его многочисленные сувенирные изделия, в том числе и оловянные декоративные сувенирные ложки. Всё это осталось нам – собирателям и коллекционерам, и нашей задачей стало только собрать, изучить и систематизировать его достойное наследство. Что очень нелегко, особенно нам – живущим в другой стороне света…

Немного о материале, с которым работал Николас Гиш.

Олово красивый, серебристый, мягкий металл с температурой плавления 232°С. Очень податливый, лёгкий в обработке, на первый взгляд похож на серебро, но гораздо его дешевле. В составе бронзы олово известно с 4 тысячелетия до новой эры. В чистом виде используется редко. Со средневековья известны регламенты его обязательного состава с допустимой примесью свинца. Из олова делали различную домашнюю утварь, украшения, медали, монеты, предметы культа. В связи с открытием в XIII в. многих источников высококачественного олова, оловянный промысел получил широкое распространение в Европе, особенно в Англии. В России олово использовалось издавна. Известно самое раннее упоминание об использовании олова в записях Лаврентьевской летописи за 1194 год. Наиболее массовое распространение в России изделия из олова получили в XVII-XVIII вв., в основном также английского производства, хотя профессия оловянишник была распространена в то время среди московских ремесленников, а также в северных городах и монастырях. В России ещё в начале XIX в. отдельные изделия из олова ценились выше серебряных. Кстати, это также можно сказать и об отдельных изделиях Гиша сегодня. Однако широкого распространения такие изделия среди населения России не получили и промысел постепенно угас, как и ввоз импортных изделий. Возможно из-за сурового климата. В обычных и благоприятных условиях олово устойчиво к химическим и атмосферным условиям, но видоизменяется под воздействием низких температур. Теоретически при температуре окружающего воздуха ниже 13,2°С на поверхности олова образуются очаги рыхлого крупнокристаллического серого порошка, который при попадании на здоровый предмет вызывает заболевание металла называемое «оловянной чумой». На практике это происходит при температурах более близких к 0°С. Оно также «не любит» задымлённых, прокуренных помещений.

В настоящее время олово имеет широкое применение в производстве консервной жести (до 40%), припоев, подшипниковых и типографских сплавов. Но также успешно во многих странах применяется в изготовлении декоративной художественной продукции.

В Западной Европе и США, продолжая традиции художественного применения олова, производится огромное количество сувенирных изделий. Существуют множественные высокооборудованные производства выпуска таких изделий. Вот только некоторые известные фирмы-производители оловянных изделий: в США – Colonial Pewter, Fort, Franklin Mint, Rawcliffe Pewter, Enesco, Spoontiques, Admiral Z, Curtis; в Англии – MacMilan & Wife (MW), Stephen Frost, Laughing Monarch, Moorland Miniatures, Mark Models, Rawcliffe, Woodsetton Peeps, Exquisite Creations, St Justin's, LAP, SJC; в Шотландии – Pewtermill Crafts. Многие оловянные изделия, в том числе сувенирные ложки и напёрстки, имеют высокие художественные и эстетические достоинства. Оловянные напёрстки и ложки Николаса Гиша весьма престижны в зарубежных и российских коллекциях и в настоящее время уже не выпускаются. Большинство его ложек и напёрстков изготовлены на высоком техническом и художественном уровне.

Как было сказано – нелегко собрать в единую коллекцию ложечки этого художника. Нелегко по причинам, что первые изделия начали продаваться ещё в 70-х годах прошлого века (возможно и раньше), а количество сюжетов и их разновидностей, использованных мастером при оформлении ложек, сложно даже представить.

На сегодня мне известно 354 наименования сюжетов (образов) ложек описанных самим автором при оформлении и получении авторских прав на эту продукцию. Это, скорее всего, далеко не полный перечень, т. к. встречаются ложки, сюжеты которых не укладываются в этот перечень, и эту цифру также надо увеличить на количество совместных изделий с фирмой «Hershey Foods Corporation» и количество изделий с переуступленными правами этой же фирме и другим. Надо отметить, что эти цифры по количеству сюжетов ложек Гиша отражены по регистрации авторских прав после 1978 года, т. е. после вступления в силу новой редакции закона об авторском праве. Поэтому трудно судить о ложках, которые им были разработаны до 1 января 1978 года. Возможно, что какая-то часть не была переоформлена, но это лишь предположение. По этому закону, с 1978 года воспринимаемые глазом (визуальные) копии зарегистрированного произведения должны содержать три обязательных элемента: знак (с) (буква С в кружке) или слово «Copyright», или аббревиатуру «Copr.», год первой публикации и имя обладателя авторского права. Подлежали такому правилу и произведения зарегистрированные до 1978 года. На ложках Гиша мы встречаем несколько видов знаков принадлежности авторских прав. На редких образцах можно встретить цифры года первого выпуска, но чаще указание года отсутствует, т. к. согласно этому же закону об авторском праве указание года можно опускать, если речь идёт о воспроизведении скульптурных произведений, к которым и относятся ложки Гиша.

Гиш использовал на ложках несколько вариантов знака «копирайта» (Copyrigh, (с), ©). Мне встретились пока пять типов знаков. Первый, самый распространённый, выполнен в виде выступающей над поверхностью трёхлепестной розетки-картуша с фамилией «GISH» и знаком копирайта под ней. Размеры знака – около 7,5 мм в ширину. Второй вариант – это тот же знак, но с датой над ним. Встретился пока вариант с датой 1981. Третий тип – это сочетание первого знака и факсимиле Гиша выполненного в виде выступающих над поверхностью букв общей шириной около 12 мм. Что характерно, эти знаки могли находиться как рядом, так и в разных частях ложки. И, наконец, четвёртый знак – это выступающий подпрямоугольный знак, содержащий углублённо выполненное факсимиле автора и знак копирайта под ним. Пятый тип знака это тот же четвёртый, но только в виде выступающего факсимиле и знака копирайта под ним.

Знаки копирайта, как правило, размещались на обратной стороне ложек в верхней части ручки. По этим знакам легко отличать ложки Гиша, тому, кто еще мало знаком с работами и стилем мастера. Однако встречаются «ложки Гиша» и без таких знаков. Это чаще всего, конечно же, ложки этого автора, если полное их оформление и размеры совпадают с аналогичными ложками имеющими знак его копирайта. В данном случае возможны два варианта. Или ложки выпущены до 1 января 1978 года, или выпущены уже в этом тысячелетии в Китае (Тайвань). В последние годы жизни Гиша и после его кончины велись работы (переговоры) о передаче производства ложек (изделий фирмы Гиша) в Китай. Подтверждение этому официальное сообщение на сайте фирмы и всё чаще встречающиеся ложки без знака копирайта, но с наклеенной этикеткой «Made in Taiwan» – сделано в Тайване. Но почему при официальной передаче лишь производства ложек отсутствует знак копирайта непонятно. Здесь возможен и третий вариант, что эти ложки изготовлены в Тайване пиратским способом, однако «законопослушные пираты» в данном случае удалили знак копирайта. А продавцам сувенирной продукции сложно, да и не нужно разбираться в тонкостях авторских прав – доход превыше всего.

Согласно закону США об авторском праве, все произведения созданные, зафиксированные после 1 января 1978 года получают охрану с момента создания на всю продолжительность жизни автора и ещё 70 лет после его смерти.

Моё отношение к ложкам Гиша без знака копирайта: конечно, такие ложки необходимо принять в коллекцию, но обязательно в дальнейшем (по возможности) их внимательно сравнить с оригинальными, чтобы отличить ложки до 1978 года или ложки Гиша, но по каким-либо причинам не имеющие его знака, от ложек китайского производства. Последние чаще всего имеют некоторые признаки (необязательные): нестандартное покрытие, лакирование, сохранившаяся оригинальная этикетка, товарный чек и т. п. При отсутствии оригинальной, хранить в основной части коллекции с соответствующей пометкой или создать отдельный раздел для дальнейшего изучения и систематизации ложек Гиша без клейм (знаков копирайта). Кстати, мне знакома ложка из одной зарубежной коллекции (сюжет ложки посвящён океаническому аквариуму в Бостоне), которая была приобретена, как сказали, на распродаже витринной продукции коммивояжёра – продавца ложек Гиша. Ложка эта ещё имела следы клея от прикрепления её к стенду, но не имела знака копирайта, хотя была у этого коммивояжёра ещё до китайского «проникновения» в бизнес Гиша.

Ложки Гиша исполнены практически все в одной манере, в одном стиле. Это чаще всего помогает на первый взгляд выделить ложку Гиша из многих. Это небольшой размер, около 90-95 мм, однотипная форма черпака и своеобразная штриховая (или аналогичная) обработка обратной стороны ложки. Исключение составляют ложки «гладкие». Они большего, до 100 мм, размера и, как правило, с очень тщательно проработанной лицевой стороной и особой, мельчайшей проработкой объёмных элементов. Такие ложки сегодня более редки. Встречаются также ложки, которые можно условно назвать «промежуточными» между «штрихованными» и «гладкими». Они среднего между ними размерами. Имеют сложную, тщательно обработанную барельефную часть и небольшие «заштрихованные» площади обратной стороны и черпака. В «гладких» и «промежуточных» типах ложек мастерство Гиша проявлено наиболее высоко. Есть ещё один тип ложек Гиша – это ложки с иной формой черпака – в виде капли. Они небольшого размера, как стандартные, но кроме другой формы черпака имеют отличное, но одинаковое оформление черпака и гладкую обратную сторону, кроме верхней части ручки. Возможно существуют и другие «стандарты» ложек Гиша, но мне такие пока не встретились.

Интересен и престижен для коллекционеров тип ложек с подвижными частями. У таких ложек верхняя часть ручки оформлена аналогично некоторым видам его объёмных напёрстков с подвижными частями. Это «Календарь», «Рождество», «Телефонная будка», «Отхожий домик» и др. Их немного, но все они крупнее стандартных и относятся к «гладким».

Надо отметить и ещё один вид ложек Гиша. Это ложки с оформлением их цветными «камнями» – стразами. Их немного, но надо заметить, что автор очень лаконично и эффектно использует яркие цвета страз. Такие ложки привлекательны и далеки от китча, т. е. чувствуется, что эти работы не «состряпаны на скорую руку». Поэтому они сегодня весьма привлекательны для коллекционеров. К отдельным таким ложкам художником разработаны специальные подставки.

Ещё один вариант оформления ложек встретился мне пока в единственном экземпляре – это вариант ложки «с магнитом на холодильник».

Современные способы тиражирования оловянных изделий, как например, литьё в силиконовые формы, позволяют воспроизводить мельчайшие нюансы и тонкости обработки барельефных, скульптурных деталей, мелких объёмных текстов, а также фактуры общей поверхности. А относительно небольшая стоимость этой технологии, по сравнению с литьём в традиционные формы, позволяет чаще менять форму, что также обусловлено и самой технологией. При этом мастер иногда вносит изменения в модель, по которой готовится силиконовая форма. Изменения, на мой взгляд, вносятся иногда и при необходимости быстро запустить в тираж новый тип (образ) ложки. Этому свидетельствуют изредка встречающиеся на обратной стороне ложки следы поспешной замены в модели верхней или нижней частей ложки.

Ложки Гиша имеют несколько видов обработки поверхностей. Первое, это стандартный вид олова и модель без дополнительной обработки (полировки) и покрытия. Второе, ложки с тщательно подготовленной модели – дополнительная полировка, тонко обработанные элементы ложки и выступающие части объёмных текстов. Такие ложки выглядят более привлекательными. Это, прежде всего, «гладкий» тип ложек и отдельные модели ложек массовой серии. И третий вид – это ложки с различными покрытиями. Встречаются с гальваническим покрытием «меднение», но чаще поверх медного покрытия имеется «серебрение». Такие покрытия предохраняют олово от влияния окружающей среды и сохраняют дольше привлекательный внешний вид. Редко встречается тонкое (практически незаметное) защитное покрытие бесцветным лаком. Обнаруживается лишь при химической очистке загрязнённых ложек. На современных, китайских (Тайвань) копиях лаковое покрытие, как правило, нанесено большим слоем и, иногда, с добавлением тонирующих красителей.

И вот перечень нескольких тематических подборок ложек Гиша.

Коллекция ложек «50 штатов» – 50 ложек. Самая многочисленная группа ложек Гиша объединённая одним замыслом. По форме все одинаковые. В центре ручки, в рамке в форме перевёрнутого контура Капитолия, размещён стилизованный контур штата, которому посвящена ложка, внутри контура его название. В левой верхней части размещается фигурка птицы, характерной для этого штата и её название в рамке контура, справа от птицы. В правой верхней части размещается дерево (или другое), также характерное для штата и его название под ним, на рамке. В нижней части ручки размещён цветок – символичный для штата и его название слева от цветка, на левой части рамки. Эти символы часто называют государственными символами штата. Остальные части ложки также оформлены в соответствии с присущими конкретному штату достопримечательностями или историческими событиями. Имеется надпись с названием столицы штата. Ложки этой серии встречаются как в оригинальном виде – олово без покрытия, так и с гальваническим покрытием – «серебрение». Надо отметить, что количество образов ложек в этой серии может значительно превышать указанную цифру. Так например, в предложенной коллекции изделий Гиша, посвящённых штату Флорида, присутствовало три ложки с символами штата Флорида, но с разным оформлением внутренней части черпака, а также такая же ложка, в «магнитно-холодильном» варианте.

Весьма популярны в США сувенирные ложки автора к различным событиям, юбилеям и дням рождения и соответствующим им знакам Зодиака. Ложки ниже перечисленных тематических подборок, так и не перечисленных, весьма разнообразны. Все они несут в первую очередь визуальную информацию о достопримечательностях конкретного штата, города или места, объединяющего тематическую подборку.

Коллекция ложек «Флорида» – 22 ложки.

Коллекция ложек «Теннеси» – 21 ложка.

Коллекция ложек «Техас» – 20 ложек.

Коллекция ложек «Массачусетс» – 18 ложек.

Коллекция ложек «Нью-Йорк» – 16 ложек

Коллекция ложек «Луизиана» – 13 ложек.

Коллекция ложек «С днём рождения» – 12 ложек.

Коллекция ложек «Знаки Зодиака» – 12 ложек.

Коллекция ложек «Миссури» – 11 ложек.

Коллекция ложек «Пенсильвания» – 11 ложек.

Коллекция ложек «С юбилеем» – 10 ложек.

Коллекция ложек «Иллинойс» – 10 ложек.

Коллекция ложек «Северная Каролина» – 10 ложек.

Коллекция ложек «Калифорния» – 9 ложек.

Коллекция ложек «Мэн» – 9 ложек.

Коллекция ложек «Мичиган» – 9 ложек

Коллекция ложек «Невада» – 8 ложек.

Коллекция ложек «Висконсин» – 7 ложек

Коллекция ложек «Огайо» – 7 ложек

Коллекция ложек «Багамы» – 7 ложек.

Остальные коллекции ложек Гиша с зарегистрированными после 1 января 1978 года авторскими правами состоят из 1-6 наименований. По одной ложке: «Религия», «Нью-Мехико», «Юта», «Северная Дакота», «Делавары», «Бермуды», «Канзас», «Коннектикут», «Календарь», «Арканзас». По две ложки в коллекциях: «Оклахома», «Джорджия», «Колорадо», «Вермонт», «Нью-Хэмпшир», «Мэрилэнд», «Миссисипи», «Аризона», «Вашингтон, округ Колумбия», «Южная Каролина». Три ложки в коллекции «Вашингтон». По четыре ложки в сериях: «Лас Вегас» и «Люблю тебя». По пять в «Вирджиния», «Индиана» и со вставками «Резьба по кости» – «Scrimshaw findings». Шесть ложек в коллекции «Нью Джерси».

Надо отметить и упаковку ложек Гиша. Чаще это простая картонная коробка по размеру ложки (30х15х108 мм). На донце коробки «бархатная» бумага чёрного цвета с держателем для ложки. Пластиковая крышка (прозрачный целлулоид) в нижней части содержит надпись тиснёную золотом: «By Nicholas Gish ©». В случае продаж комплектов ложек объединённых общей темой используется общая коробка, внутрь которой укладываются пять индивидуальных картонных коробок. В верхней части общей упаковки имеется название темы подборки ложек. Я встречал на зарубежном аукционе набор с темой «-Space Edition- Collectors Spoons»

Пластиковая индивидуальная коробка имеет размеры 35х115х13 мм. Верхняя и нижняя части скруглены. Нижняя часть из черного пластика внутри имеет две пары держателей для ложки, дно укрыто цветной «бархатной» бумагой. Чаще просто круглый вкладыш из картона с красной «бархатной» внешней поверхностью под верхнюю часть ложки. Крышка из прозрачного пластика в нижней части имеет выпуклую надпись «GISH ©», в верхней – выступающую петлю для подвески коробки.

Учитывая некоторые особенности олова, мягкость, хрупкость в мелких деталях, подверженность болезням (порче) от воздействия низких температур и загрязнённой атмосферы, надо соблюдать некоторые требования при экспонировании и хранении оловянных ложек. Особенно ложек Гиша.

– Не допускать хранения в холодных помещениях при температурах ниже 13,2°С.

– Ложки из олова всегда нужно хранить при комнатной температуре.

– Лучше хранить их в закрываемых шкафах и витринах без соприкосновения друг с другом или металлическим и другим твёрдым предметами.

– Беречь от постоянного воздействия табачного дыма.

Низкая температура и загрязнения приводят к болезни олова и разрушению изделия из него. Заболевшие предметы должны изолироваться от здоровых. Учитывая небольшую твёрдость оловянных ложек, оберегать их от падений и механического воздействия. Исправление механических повреждений, даже небольших деформаций, доверять только специалистам-реставраторам. Регулярно удалять пыль мягкой кистью.

Возможно, но думаю это излишне, интеренет-покупки оловянных ложек и других изделий из олова, связанные с почтовыми перевозками и неизбежно с кратковременным, но хранением на холодных складах, необходимо, по возможности, переносить на тёплое время года.

Творчество этого замечательного мастера практически не исследовалось. На одном из заседаний ТСС (Международное общество любителей напёрстков) в 2008 году был сделан доклад о напёрстках Николаса Гиша, но содержание его пока мне неизвестно. Надеюсь, что при появлении крупных тематических собраний изделий этого автора или полных коллекций, начнут появляться и соответствующие их описания и даже каталоги. Хотелось, чтобы к этому «приложили руки» и наши отечественные собиратели и коллекционеры. Пусть этот обзор будет небольшим вкладом в эту работу.

 

 

 

© Валентин Волгин

Член Всероссийского общества краеведов,

любитель русского напёрстка и почитатель творчества Николаса Гиша

август 2013 г.

Корзина пуста