Тел.: +7 (499) 344-09-45
             +7 (925) 506-52-04
Пн. - Сб. с 12 до 19 часов
Вс. - по договоренности.

Гарднер: европейское очарование русского фарфора. Часть I

24 мая, 2014

Гарднер: европейское очарование русского фарфора.
Часть 1.
    
Моду на фарфор ввел Петр I. Со временем спрос все возрастал, а казенное производство и поставки из-за границы уже не могли его полностью удовлетворить. Потребность в фарфоре удачно совпала с наличием в Московской губернии, где сосредоточилась основная масса частных производств фарфора и фаянса в России, больших залежей керамических глин и обширных лесных массивов, необходимых для подобных мануфактур.
Один из первых российских частных фарфоровых заводов, основанный в 60-х гг. XVIII века (скорее всего в 1766 г.) – завод Гарднера. Он был построен в небольшом подмосковном поселке Вербилки Францем Яковлевичем Гарднером – англичанином, который решился попытать счастья на русской земле. Егофарфор до середины XIX в. не имел соперников в России, а некоторые изделия ничем не уступали иностранным.
Характерной чертой изделий этого завода в XVIII в. являлась простота. Производство Гарднера работало в расчете на широкого потребителя с различным достатком и это позволяло создавать устойчивые образцы массовой посуды и ее росписи, в отличие от элитарного Императорского завода. Расчет делался на вкус, как высшего света, так и мелкопоместного российского дворянства, а также   зажиточных горожан.
Став хозяином завода, Гарднер выписал мастеров из Мейссена и начал сознательно копировать немецкий фарфор. Иногда даже ставилось клеймо  мейссеновского завода (два скрещенных меча), но качество изделий выдавало подделки. Со временем технология улучшилась: черепок стал более мелкозернистым и белым, глазурь - чистой.
Только с середины 1770-х годов гарднеровская мануфактура начала изготовление уникальных предметов для подарков высокопоставленным чинам Москвы и Петербурга. В 1775 был изготовлен сервиз, предназначенный в подарок  императрице Екатерине II. Успех сервиза оказался выше всех ожиданий, завод получил государственный заказ на изготовление орденских сервизов: Георгиевского, Андреевского, Александровского и Владимирского, уже со своей фирменной маркой. Помпезность характерного орденарного рисунка сервизов смягчали разнообразные цветочные мотивы.
 
Георгиевский сервиз                   Владимировский сервиз
С  конца XVIII века иностранные мастера на заводе Гарднера  постепенно сменяются русскими. Копирование мейссеновского фарфора прекращается. Эти мастера разрабатывают свой круг орнаментального и цветочного декора, по которому изделия завода всегда узнавались. Одним из наиболее известных и популярных рисунков стало плоскостное изображение розы или шиповника в виде чуть раскрытого бутона. Был выработан и основной ассортимент производимой посуды: столовые и десертные тарелки, блюда, небольшие сервизы, отдельные чайные и кофейные пары. У каждой пары – свой рисунок. Одни и те же чашки, блюдца, блюда большими партиями не тиражировались. Формы упрощались и смягчались, освобождаясь от сложности декора и излишних скульптурных украшений. Цена гарднеровской посуды была значительно доступнее привозного зарубежного фарфора, и это обеспечивало ей высокую конкурентоспособность среди людей со средним достатком.
Период расцвета, начавшийся при Франце Яковлевиче, продлился и при его сыне Франце Францевиче.
 
К началу XIX столетия управление заводом перешло к вдове Ф.Ф. Гарднера – Сарре Александровне. Это был сложный период для производства. В первом десятилетии из-за низких ввозных пошлин иностранные фирмы активно ввозили в Россию фарфор, фаянс, стекло, создавая конкуренцию русским частным заводам. Это нанесло сильный удар и по вербилковскому фарфору. В период упадка многие рабочие-иностранцы покинули предприятие. Еще одним ударом по производству стала война с Наполеоном, т.к. из-за рекрутских наборов часть крестьян покинула завод. Значительный ущерб был причинен и московским пожаром 1812 года - в Москве у Гарднеров были собственные лавки и дом. Упадок производства можно объяснить и неумением руководства быстро изменить стиль выпускаемой продукции. Однако, несмотря на все трудности, на заводе и в это время производилось большое количество успешно продаваемой посуды.
Во второй половине XVIII века в России было открыто довольно много частных фарфоровых производств: Волкова в Севске (1763), Бахметева в Никольском (1773), Фишера близ Гатчины (в 1770-х гг.), Гаттенбергера в Калужской губернии (1797). Возможно, были и другие, более мелкие производства. Но все они к началу нового столетия закрылись. Многочисленная продукция сохранилась лишь от завода Ф. Гарднера, единственного из всех, продолжившего свою деятельность и в XIX веке.
 
                                                                                            Полушкина Оксана, 18 мая 2014
 
Темы: Частный фарфоровый завод, Гарднер, Вербилки, Декоративно-прикладное искусство, Фарфор, Фаянс, посуда. 

Корзина пуста