Тел.: +7 (499) 344-09-45
             +7 (925) 506-52-04
Вт. - Вс. с 12 до 19 часов
Пн. - выходной

Фарфоровые двойники

12 января, 2012
 М. Ульянов
Фарфоровые двойники
 
В этой небольшой заметке хотелось бы познакомить посетителей сайта с одним предположением о заимствовании форм в среде русских фарфоровых заводов в последней трети XIX века, на примере из собственной небольшой коллекции. Занимаясь более десяти лет собирательством русских дореволюционных фарфоровых молочников и сливочников и интересуясь историей деятельности фарфоровых заводов и фабрик дореволюционной России, с ростом числа предметов я вдруг ощутил синергетический эффект — количество предметов переходит новое в качество! По мере пополнения коллекции обратил внимание на идентичность форм и различия в марках заводов-изготовителей, и готов поделиться своими соображениями о фарфоровых двойниках.
Одной из основных причин заимствований форм и рисунков, лежащей «на поверхности», является желание владельцев получить прибыль за счёт выпуска изделий, наиболее популярных у покупателей. Оставаясь, очевидно, в рамках основных течений искусства своего времени — ампира, классицизма или модерна и ориентируясь на вкусы и запросы различных слоёв современного им общества, владельцы русских дореволюционных фарфоровых заводов и фабрик, тем не менее, внимательно отслеживали покупательский спрос. Сам факт фиксации заимствований показывает, что такие исследования рынка проводились очень детально — с точностью до определённой формы. Если какая-то форма чайного или кофейного сервиза одного завода пользовалась спросом у покупателей, то у конкурентов, очевидно, возникало желание сделать похожую, а зачастую, и просто скопировать удачную форму. Порой такое копирование приводило к настоящим судебным тяжбам. Например, известны случаи возбуждения судебных дел между двумя основными фарфоровыми «империями» начала XX века — заводами Товарищества М. С. Кузнецова и фабриками И. Е. Кузнецова [1]. Другой пример касается завода Сафронова в деревне Короткой Богородского уезда Московской губернии: «…с 30-х гг. (XIX века) завод вступил в ожесточенную конкуренцию с фабрикой Гарднера, бесцеремонно заимствуя у нее расцветку и форму столовой и чайной посуды, сюжеты удачных статуэток. Предметы, изготовляемые на заводе, метили синим подглазурным клеймом в виде буквы С, которое было похоже на гарднеровское клеймо и тем самым вводило покупателей в заблуждение» [2].
Поскольку фарфоровые изделия датируются в основном по подглазурным и надглазурным маркам и клеймам в тесте, причём и те, и другие имеют зачастую довольно длительные временные периоды применения, то определение последовательности заимствований представляет собой далеко не простую задачу. На самом деле — это тема специального искусствоведческого исследования, достойная отдельной книги! А предлагаемая в этой заметке гипотеза о направлении заимствования строится на основе рациональных предположений автора.
Итак, наша пара фарфоровых двойников — это сливочник Императорского фарфорового завода (ИФЗ) и аналогичный ему по форме сливочник завода братьев Корниловых.
Сливочник ИФЗ — предмет из «Фермерского сервиза в Петергофе» [3], украшенный вензелем «АII» под императорской короной. Фарфор, рельеф, роспись надглазурная, разделка золотом.
   
Основной состав сервиза был исполнен во время правления Императора Николая I в 1840-1841 гг., когда наследник престола Александр носил титул Великого князя. Позже сервиз дополнялся и монограмма была немного изменена, на сохранившихся предметах из «Фермерского сервиза» она встречается более часто. Одиннадцать предметов из этого сервиза были представлены на аукционе Анкикварно-Аукционного дома «Гелос» в декабре 2010 г. [3].
Отметим, что эта форма аналогична сливочнику из сервиза «с гербом, голубой полосой и золотым узким рантом» Царскосельского дворца [4], основной состав которого был изготовлен также на ИФЗ в 1840 г. Дополнения изготавливались на ИФЗ вплоть до 1914 г, а «в XIX – начале XX веков «доделки» к этому сервизу исполнялись на частных фарфоровых заводах Гарднера и братьев Корниловых» [4, стр. 96].
Сливочник ИФЗ имеет марку «НII 1903» (зелёная подглазурная) и представляет собой восполнение 1903 года к «Фермерскому сервизу в Петергофе». Высота сливочника — 9,8 см., диаметр — 8,0 см.
Парный в сливочнику ИФЗ близнец — сливочник с неизвестной аббревиатурой «Це=IОк» завода братьев Корниловых. Сам завод основан в 1835 г. в Санкт - Петербурге вдовой купца М. С. Корнилова Марией Васильевной [5]. В момент основания на завод были приглашены мастера с Императорского фарфорового завода и некоторых частных заводов. В 1886 г. сыновья и дочери М. В. и М. С. Корниловых образовали «Товарищество Братьев Корниловых». Изделия завода Корниловых участвовали в отечественных и зарубежных промышленных выставках, где многократно удостаивались наград. Технологически и художественно фарфор завода Корниловых всегда отличался высоким качеством [5].
      
Марка на сливочнике — синяя надглазурная печатная «Братьев Корниловых в С.-Петербурге» датируется по [5] периодом 1861–1884 гг. Высота — 9,8 см., диаметр — 8,0 см.
В 1880-х годах «Корниловым передаётся часть постоянно ведущихся работ по восполнению старых дворцовых сервизов, созданных ранее для Двора на Императорском и зарубежных заводах» [5]. Более ранняя марка предмета Корниловых означает, что «доделки» к сервизам ИФЗ выполнялись заводом и ранее, не только для сервиза «с гербом, голубой полосой и золотым узким рантом» Царскосельского дворца, но, быть может, и для «Фермерского сервиза в Петергофе». Очевидно, что заказы ИФЗ заводу братьев Корниловых на такие дополнения сопровождались передачей форм. Не имея, к сожалению, собственно текстов заказов и оговоренных в нём условий, можно тем не менее предположить, что возможность самостоятельного использования форм была в них очевидно оговорена. Почти невероятно, что владельцы завода братьев Корниловых взяли бы на себя ответственность использования формы без соизволения Министерства Двора и Уделов, которому подчинялся ИФЗ. Потеря заказов Императорского Двора существенно более серьезная утрата, чем прибыль от несанкционированного использования формы. Размеры двух сливочников совпадают с точностью до 1 мм., что подтверждает использование на заводе братьев Корниловых оригинальной формы ИФЗ. Таким образом, на наш взгляд, мы имеем дело с законным использованием формы, обусловленным изготовлением восполнений или «доделок» к сервизам ИФЗ на основе заказов заводу братьев Корниловых, с предполагаемым правом свободного использования переданных форм.
Попытки понять и детально объяснить факты заимствований форм и рисунков требуют серьёзных исследований, как искусствоведческих, так и архивных, тем, не менее всегда приятно, что число предметов в вашей коллекции уже позволяет проводить их сравнительный анализ и высказывать, быть может спорные, но тем не менее аргументированные предположения, в данном случае — предположения об этиологии заимствования форм.
 
Библиография
1. Русский фаянс и фарфор. Империя Кузнецовых и Конаково. Из частного собрания / [Цуренко И. Г., Насонова И. С., Насонов С. М.] — М.: Изд-во «Среди коллекционеров», 2010. — 510 с.: ил.
www.nivasposad.ru/school/homepages/all_arhiv/2001/russian_art/farfor/safronov.htm.
3. http://www.gelos.ru/month/december2010month/toplot.shtml
4. Геральдика на русском фарфоре: каталог выставки / Государственный Эрмитаж.— СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2008. — 292 с.: ил.
5. Альбом-каталог выставки «Фарфор братьев Корниловых» / ООО «Студия А». — СПб, 2003. — 150 с.: ил.М. Ульянов

 
Корзина пуста